Проект «Фантазийные чайники в технике «декоративная графика»
Началом проекта «Фантазийные чайники» послужила большая заинтересованность учащихся темой «Декоративная графика». Данная тема является одной из тем раздела «Декоративная композиция» программы по изобразительному творчеству «Волшебный мир искусства» для детей 11-14 лет. Идея создания эскизов фантазийных чайников, декорированных графическими узорами, представляет собой решение комплекса задач по конструктивному рисованию и декоративной графике.
Цель проекта:
Изготовление эскиза фантазийного чайника, декорированного графическими узорами.
Задачи проекта:
- Продолжать развивать умения создавать линейный рисунок предмета сложной формы (чайник) на основе метода комбинированного рисования.
- Развивать умения органично вводить декор в композицию (применять декоративную графику для обработки форм, крупных и мелких, простых и сложных).
- Продолжать формировать умения сочетать выбранный декор с характером изображаемой конкретной формы объекта.
- Развивать фантазию, воображение, любознательность, творческое мышление.
- Воспитывать чувства ответственности, самодисциплины, способности к самоорганизации, желания делать свою работу качественно.
Длительность проекта – 2 занятия
Проблема: Организация выставки творческих работ по декоративной графике.
Участники проекта: учащиеся 3 ступени обучения программы «Волшебный мир искусства», возраст - 11-13 лет, количество участников – 12 человек.
Предварительная работа: Выполнение упражнений по декоративной графике, изображение и декорирование предметов простой формы (фрукты, посуда и др.). Подбор иллюстраций, фотографий с вариантами дизайнерских чайников. Рассматривание иллюстраций, видеороликов по декоративной графике, просмотр презентаций.
Реализация проекта:
Занятие№1 «Эскиз фантазийного чайника»;
Занятие№2 «Графическое декорирование эскиза фантазийного чайника».
Презентация проекта:
- выставка творческих работ «Фантазийные чайники в технике декоративная графика»;
- приглашение учащихся других творческих групп на выставку с презентацией своих работ.
Описание проекта
- На подготовительном этапе проекта рассказывается о проекте, его целях и задачах, определяется направление работы, происходит распределение обязанностей по поиску информации, наглядности (фотографии, иллюстрации) по вариантам дизайнерских чайников, по декоративной графике. Выполняются упражнения по декоративной графике, создаются схемы вариантов графического декора, учащиеся изображают и декорируют предметы простой формы (фрукты, посуда и др.). На первом занятии говорится о сроках выполнения работы, о критериях оценки работы, о способе демонстрации результатов проекта. Педагог сообщает ребятам о том, что по окончанию работы над проектом фантазийные чайники украсят не только выставку, которую посетят учащиеся других возрастных категорий, и родители, и педагоги центра, но и их работы будут наглядным пособием по данной теме в кабинете (по желанию детей). Это является для ребят мощным стимулирующим фактором.
- Разработка проекта включает создание и просмотр презентации с фото необычных чайников, просмотр иллюстраций, фотографий, рисунков, схем, образцов по декоративной графике, просмотр видеоролика о декоративной графике. Обсуждение процесса создания эскиза чайника (на первом занятии) методом комбинированного рисования, декорирование его графическим декором (на втором занятии), включающий определение этапов, форм и средств выполнения проекта, что дает возможность каждому выбрать подтему внутри общей темы. Выслушиваются мнения каждого учащегося, выбираются наиболее интересные (например: чайник в виде корабля украшен декором в морском стиле; чайник в виде дачного домика украшен растительным декором; чайник в виде часов украшен графическим орнаментом, растительными элементами и др.). Определяются необходимые виды материалов и их количество для работы, инструменты, которыми они будут работать (графитный карандаш, гелиевая ручка, фломастер, цветные карандаши). Здесь же ребята выбирают: будут они работать группой, в паре или индивидуально. На втором занятии дети разбирают понятия «реалистическая графика» и «декоративная графика». Определяют различия между двумя понятиями, просматривают презентацию с иллюстрациями и работами, выполненными в этих техниках, определяют работы, выполненные в декоративной графике. Рассматривают образцы графического декора и определяются с выбором вариантов.
- Технологический этап - самый продолжительный и интересный. Роль педагога на этом этапе, в основном, консультационная. На первом занятии учащиеся занимаются созданием эскиза чайника – делают несколько зарисовок чайников (3-4) в программе Paint, выбирают самый удачный, обсуждают строение формы, идею, далее выполняют эскиз на бумаге формата А3. Готовый эскиз разбивают на модули для дальнейшего декорирования. На втором занятии дети декорируют чайник графическим декором, согласно выбранной тематике. На занятии дети используют самостоятельно выполненные схемы с вариантами декора для наглядности, также используют таблицы с вариантами графического декора.
- Заключительный этап. Презентация (защита) результатов творческой деятельности детей, проведение которой тщательно продумывается. Презентация должна быть яркой, интересной, в ней должен просматриваться вклад каждого участника проекта. Использовались следующие формы презентации: была оформлена выставка творческих работ, защита творческих работ, выполнена коллективная презентация «Фантазийные чайники». На выставке ребята продемонстрировали свои работы, дали им названия, рассказали, какие цели ставили, какие моменты особенно удались, какие трудности встретили, что не получилось и почему. Саморефлексия: каждый учащийся оценил свою работу, согласно критериям, предложенным в оценочной таблице. Учащиеся оценили каждую работу, выразили одобрение, посоветовали, чем мог бы проект дополниться. Далее были приглашены учащиеся других групп и объединений. Дети рассказали о своих фантазийных чайниках, провели презентацию своей выставки.
Конспект занятия 1
Конспект занятия 2 |