Наиболее важной педагогической задачей для себя я ставлю подготовить детей к самостоятельной жизни, развить в них творческую личность, индивидуальность, самостоятельность и трудолюбие.
Как любой педагог, любящий свою профессию, я очень ревностно отношусь к сохранности своих групп. Для меня очень важно, с каким грузом полученных знаний и умений они выйдут из стен нашего учреждения. Для этого я стараюсь применять разнообразные виды обучения. Это и новые технологии вязания, и наглядный материал, и игровые формы обучения.
Когда первый раз ребенок приходит на мои занятия, мы с детьми, у которых уже есть определенные навыки и умения, показываем, что можно связать из обычного клубка. И когда он видит, что на глазах у него клубок превращается в изделие – у ребенка загораются глаза и руки его сами тянутся к пряже с просьбой повторить самому.
Поделки простые: это крученые шнурки одного, двух, и трех цветов. Однако при изготовлении их необходимо знать какую пряжу лучше использовать, чтобы шнурок получился ровный и красивый. Так ребенок получает знания о пряже. Заинтересованных детей мы приглашаем для занятий в нашу студию «Художественного вязания».
На следующем занятии детям на выбор предлагаются различные композиции из шнурка, наклеенного на картон. Часть детей выбирает из образцов, а часть самостоятельно рисует простой рисунок (цветок, машинку, бабочку) и по контуру наклеивает разноцветные шнурочки изготовленные своими руками.
На втором этапе воспитанник знакомится с крючком. Крючок-помощник нашим пальчикам. С помощью его мы можем связать различные изделия. Представляются работы, связанные детьми второго и третьего годов обучения. Но для начала осваиваем самую главную петельку, без которой не обойдется, ни одно вязание – это воздушная петля.
Для облегчения понимания детьми учебной задачи, я стараюсь задействовать все возможные способы детского восприятия: зрительные, слуховые. И предлагаю игру «В прорубь за рыбкой». Ребенок вводит крючок в петлю (крючок-удочка, петля-прорубь) и из нее вытаскивает нитку(рыбку) у кого длиннее цепочка из воздушных петель, тот больше поймал рыбок.
Детей на занятиях всегда настраиваю на успешность. На реплики «не могу», объясняю, что в вязании не бывает этих слов. Есть слова «не хочу», но это дело времени. Никогда не настаиваю на результате в тот же день. Пусть ребенок отдохнет, посмотрит, как другие дети вяжут, ведь нередко они приходят «за компанию», а в дальнейшем опережают своих сверстников. Главное, чтобы воспитанник почувствовал к себе внимание, теплоту, терпение, а для педагога главное настроить ребенка на успех.
Первые поделки, связанные своими руками, дети относят в подарок родителям – и это не маловажный аспект, в стремлении ребенка еще лучше научиться вязать.
Нет смысла доказывать, что развитие руки способствует общему развитию ребенка, в том числе и интеллектуальному, что ручные работы для детей являются своего рода «палочкой – выручалочкой», ведь они получают возможность проявить себя среди сверстников, заслужить одобрение, преодолеть складывающиеся психологические комплексы. Именно этот мотив, усиленный большим желанием приобщиться к народному виду творчества и есть путь к успеху. Чем больше содержание занятий отвечает интересам детей, тем шире предоставляется ребенку возможность проявить свою индивидуальность, тем больше мои усилия по обучению сливаются с ответными усилиями обучающихся в потребности такого вида деятельности.
На следующем этапе обучения я предлагаю детям самостоятельно сделать выбор вязаного предмета (не сложного в изготовлении) – это подставка под горячее, чехол для сотового телефона, брелок, игольница.
И уже с каждым обучающимся индивидуально осваиваем новые виды петель:
- соединительный столбик;
- столбик без накида;
- столбик с накидом.
Цель ребенок уже выбрал сам – связать изделие - и это главное, а пути ее достижения мы учимся преодолевать вместе, вяжем новые виды петель и запоминаем их условные обозначения.
Стараюсь, чтобы занятия в студии были разнообразными, для этого у меня подготовлен целый комплекс методического материала: современные подписные журналы с моделями вязаной одежды, аксессуаров, предметов интерьера; образцы и раздаточный материал. Все это способствует развитию творчества, открывает путь к самовыражению, пробуждает фантазию, воспитывает вкус, духовно обогащает. Помимо выполнения практических работ для закрепления базовых знаний, проводятся конкурсы «Самый красивый образец» и «Схема-образец».
На втором году обучения дети знакомятся с ручной вязальной машиной. Вязание на машине, это отдельная объемная тема. В обучении моих воспитанников она используется как «стимулятор», т.е. дети освоившие вязание крючком и спицами переходят к самому сложному виду вязания - машинному. Изделия, связанные на машине, отличаются более ровной вязкой. Да и время на изготовление уходит в несколько раз меньше, поэтому всем хочется попробовать вязать на машине. После усвоения основных знаний, умений и навыков первыми начинают вязать лучшие из воспитанников. В дальнейшем они становятся «наставниками», и это тоже стимул у начинающих достичь этого почетного звания.
На занятиях старшего звена популярна ролевая игра «Мини – ателье», где дети знакомятся с такими профессиями как:
- закройщик;
- модельер – конструктор;
- швея;
- вязальщица.
И смежным профессиям:
- закройщик – модельер;
- швея – вязальщица.
Профессию каждый участник игры выбирает самостоятельно. На этих занятиях у детей для полета творчества и идей нет границ. Каждый стремится к самоутверждению и самоуважению, проявляет свою индивидуальность и максимально получает удовольствие от выполненной работы.
Результат творческой деятельности детей: призовые места в районных, городских, областных конкурсах по декоративно-прикладному творчеству; участие в городских благотворительных акциях «Подарки ветеранам».
Уметь вязать – это преимущество, которое в дальнейшем пригодится каждой девушке, как для изготовления изделий для себя, так и, возможно, даст шанс в индивидуальной трудовой деятельности. Занятия декоративно – прикладного творчества – особые занятия. На них, как ни на каких других, в силу специфики предмета педагог близок к обучающемуся. Он стремится свою работу сделать максимально индивидуальной. Ну, а если из занятия в занятие педагог пробуждает мысль у детей, создает атмосферу успеха и творчества, если дети с удовольствием посещают занятия и на них нет равнодушных и скучающих глаз, значит, можно сказать: «Усилия затрачены не напрасно». |