Индивидуальный образовательный маршрут
Основная идея обновления образования состоит в том, что оно должно стать индивидуализированным, функциональным и эффективным.
Одним из способов реализации задачи индивидуализации образовательного процесса в контексте работы с одаренными детьми является разработка и внедрение индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся.
Индивидуальный образовательный маршрут определяется образовательными потребностями, индивидуальными способностями и возможностями учащегося.
Таким образом, индивидуальная образовательная траектория предусматривает наличие индивидуального образовательного маршрута (содержательный компонент), а также разработанный способ его реализации (технологии организации образовательного процесса).
Развитие обучающегося может осуществляться по нескольким образовательным маршрутам, которые реализуются одновременно или последовательно. Отсюда вытекает основная задача педагога — предложить учащемуся спектр возможностей и помочь ему сделать выбор.
Выбор того или иного индивидуального образовательного маршрута определяется комплексом факторов:
- особенностями, интересами и потребностями самого обучающегося и его родителей в достижении необходимого образовательного результата;
- профессионализмом педагога;
- возможностями учреждения дополнительного образования удовлетворить образовательные потребности учащихся;
- возможностями материально-технической базы учреждения.
Эффективными средствами формирования навыков самоопределения являются педагогические ситуации совместного с детьми и родителями планирования программы собственного развития ребенка в процессе игры, общения, учения и т. д., которую называют Индивидуальный образовательный маршрут. Принцип индивидуализации - «каждый ребенок имеет право на самостоятельность» - предполагает широкое внедрение новых форм и методов воспитания и образования, обеспечивающих индивидуальный подход к каждому ребенку, утверждает признание самоценности каждого ребенка; диктует необходимость прогнозирования индивидуальной траектории развития дошкольника с опорой на его сильные стороны, природные склонности и способности.
Немного теории:
Индивидуальный образовательный маршрут – это заранее намеченный путь следования или движения, который направлен: либо на воспитание обучающегося (ответственности, трудолюбия и т.д.), либо на развитие (физических способностей и т.д.), либо на обучение.
И.С. Якиманская в своих исследованиях использует термин «индивидуальная траектория развития», отмечая, что траектория психического развития ребенка строится на двух противоречивых основаниях. С одной стороны, ребенок вынужден адаптироваться к требованиям взрослых: родителей, учителей, воспитателей. А с другой стороны, на основе индивидуального опыта и способов действия он креативно подходит к решению каждой ситуации.
Наиболее оптимальным считают понятие, которое предлагают С.В. Воробьева, Н.А. Лабунская, А.П. Тряпицына представляя под индивидуальным образовательным маршрутом проектируемую дифференцированную программу, предоставляющую учащимся право выбора, разработки и реализации образовательной программы совместно с педагогом. Возможность выбора является отличительной чертой личностно-ориентированного подхода.
Индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ) связан с конкретной целью (он целенаправлен) и условиями её достижения; создаётся до начала движения и обусловлен уже имеющимися у учащегося знаниями и опытом.
С чего следует начать написание ИОМ?
- Диагностика уровня развития и индивидуальных особенностей учащегося. Такую диагностику следует проводить совместно с родителями и педагогом-психологом с помощью тестирования и характеристики личности одаренного ребенка. На этом этапе необходимо оценить не только степень одаренности ребенка, но и его личностные потребности, с помощью педагогического наблюдения оценить потребности развития и саморазвития ребенка. Возможно на данном этапе будет выявлена необходимость привлечения к работе с учащимся других педагогов для расширения знаний и умений.
- Для определения целей и задач индивидуального образовательного маршрута необходимо активное включение в их обсуждение самого учащегося и его родителей. Это повышает эффективность разработки ИОМ и большую заинтересованность учащегося.
Цель ИОМ должна быть конкретная (обучение или совершенствование какого-либо умения, навыка или подготовка к конкурсу или соревнованию), достижима и проверяема.
Задачи маршрута формулируются исходя из целей и способствовали развитию творческого потенциала, личностного роста, повышали познавательную активность и роль самостоятельности в творческой (исследовательской) работе.
- Следующим этапом работы над ИОМ является определение временного промежутка, в течении которого он будет реализовываться. ИОМ может быть краткосрочным.
- Как уже упоминалось выше, необходимо определить роль родителей в ходе реализации индивидуального образовательного маршрута. На этом этапе необходимо предусмотреть анкетирование родителей с целью выявления их заинтересованности в самореализации одаренного ребенка и его дальнейшего развития.
- Далее необходимо разработать учебно-тематический план, в котором будут указаны темы, формы занятий, приемы и методы, формы отслеживания результатов. Данный этап является одним из наиважнейших этапов разработки образовательного маршрута.
- Определение содержания обучения важнейший этап проектирования индивидуального образовательного маршрута. Необходимо подобрать наиболее удачное сочетание теории, практики, методов и приемов, форм занятий и форм подведения итогов.
- Для наиболее продуктивной работы с одаренным ребенком возможна интеграция с другими педагогами Центра. Такая интеграция дает
- более широкие возможности для подбора содержания, методов и форм обучения.
- На каждом этапе освоения образовательного маршрута необходимо определить способы подведения итогов и оценки деятельности учащегося. Итоговый контроль должен показывать достижение цели индивидуального образовательного маршрута. Развитие личностных качеств учащегося.
Таким образом индивидуальный образовательный маршрут является одним из условий реализации индивидуальных особенностей ребенка (творческих, спортивных, интеллектуальных), способствует личностному и профессиональному самоопределению. Помогает решать важные педагогические задачи поддерживать высокую мотивацию, развивать навыки рефлексивной деятельности, самоанализа, формирование умений планировать и организовывать свою деятельность, проявления дополнительных возможностей.
Литература
- Ермакова С.В., Деревцова Т.И., Халяпина Л.И. Индивидуальный образовательный маршрут как практика индивидуализации обучения // Дополнительное образование и воспитание 2015 №12. С.35-37.
- Будаева Н.А. Разработка и оформление индивидуального образовательного маршрута. Методическое пособие. Усть-Кут, 2015г., стр.27
Криволапова Нина Анатольевна, Войткевич Наталья Николаевна Проектирование индивидуальной образовательной траектории обучающихся и воспитанников в учреждении дополнительного образования детей // Вестник ЮУрГУ. Серия: Образование. Педагогические науки. 2010. №23 (199). С.106-111
- Желтышева Любовь Анатольевна, Швалева Лариса Геннадьевна Сопровождение индивидуальной образовательной траектории развития учащихся школы // Пермский педагогический журнал. 2013. №4. С.90-96
- Федотова Г.Р., Валеева Н.Ш., Ахметзянова Г.Н. Особенности построения индивидуального образовательного маршрута // Вестник Казанского технологического университета. 2014. №17. С.335-337
- Зеер Э.Ф., Журлова Е.Ю. Навигационные средства как инструменты сопровождения освоения компетенций в условиях реализации индивидуальной образовательной траектории // Образование и наука. 2017. №3. С.77-93
- Телина Ирина Анатольевна Работа с одаренными детьми в учреждении дополнительного образования // Символ науки. 2015. №5. С.229-231.
Источник: http://duczav.ucoz.ru/Statya/iom_v_djuc.pdf |