Игра как средство социализации
- Психологические игры
У большинства детей уже к концу дошкольного периода со сверстниками складываются хорошие доверительные отношения, что делает ребенка популярным, успешным в сфере общения. В отличие от тех, кто отвергается сверстниками, преобладает отчужденное отношение к другим ребятам. Поэтому благодаря психологическим приемам удается преодолеть отчужденное отношение ко сверстникам, увидеть в них не противников и конкурентов, не объекты для самоутверждения, а близких друзей.
Подчеркнутое внимание и доброжелательность сверстников может снять подобный страх. С этой целью рекомендуется проводить игры, в которых дети говорят друг другу приятные слова, видят и подчеркивают в другом только хорошее, стараются сделать что-нибудь приятное для товарищей.
«Добрые волшебники»
Игра начинается с того, что ребята садятся по кругу, а педагог рассказывает им сказку: «В одной стране жил злой волшебник-грубиян. Он мог заколдовать любого человека, назвав его нехорошим словом. И все, кого он называл грубыми словами, переставали смеяться и не могли быть добрыми. Расколдовать такого несчастного можно было только добрыми, ласковыми словами. Давайте посмотрим, есть ли среди нас такие заколдованные ребята?»
Педагог просит детей помочь им: «А кто сможет стать добрым волшебником и расколдовать их, называя ласковым именем?».
«Комплименты»
Дети становятся в круг. Глядя в глаза соседу, надо сказать ему несколько добрых слов, за что-то похвалить, пожелать что-то хорошее. Упражнение проводиться по кругу.
«Конкурс хвастунов»
Ребята садятся по кругу в случайном порядке, а педагог объявляет: «Сегодня мы проводим с вами конкурс хвастунов. Выигрывает тот, кто лучше похвастается. Но хвалиться мы будем не собой, а своим соседом. Ведь это так приятно и почетно иметь лучшего соседа! Посмотрите внимательно, кто сидит справа от вас. Подумайте, какой он, что в нем хорошего, что он умеет, какие хорошие поступки он совершил, чем он может понравиться. Не забывайте, что это конкурс. Выигрывает тот, кто лучше похвалится, кто найдет в своем соседе больше достоинств».
Здесь не важно, что заметили: новое платье или прическу, громкий голос или аккуратность. Победителя выбирают сами дети.
Такая игра вызывает у замкнутого или враждебно настроенного ребенка пристальный интерес к сверстнику и явное желание найти у него как можно больше достоинств.
2. Психолого-коррекционные игры
Работа педагога направлена на то, чтобы научить детей правильно воспринимать сверстников – их действия, движения и слова. Задача педагога состоит в том, чтобы привлечь внимание к другим детям, научить прислушиваться и присматриваться к ним. Рекомендуются игры на формирование общности и причастности к другому.
«Зеркало»
Проводится разминка перед игрой: легкие физические упражнения педагога перед детьми, которые ребята воспроизводят как можно точнее. После разминки дети делятся по парам, и каждая пара по очереди выступает перед остальными ребятами. В каждой паре один совершает какое-либо действие (например, хлопает в ладоши, делает наклоны), а другой пытается как можно точнее повторить его движения, как в зеркале.
Каждая пара сама решает, кто будет показывать, а кто воспроизводить движения и какие движения показывать. Все остальные оценивают, насколько хорошо работает зеркало.
«Эхо»
Педагог рассказывает про эхо, которое живет в горах, в большом пустынном помещении, в поле, в лесу, но увидеть его нельзя, а услышать можно: оно повторяет все даже странные звуки. После этого дети разбиваются на 2 группы, одна из которых изображает путников в горах, а другая – эхо. Первая группа гуськом (по цепочке) путешествует по комнате и по очереди издает разные звуки («А-А-У», «У-р-ра», «ТР-Р-П» и др.) Ведущий следит за очередностью производимых звуков, т.е. показывать, кому из детей и когда следует издавать свой звук. Дети второй группы прячутся в разные места комнаты (на местности). Внимательно прислушиваются и стараются точнее воспроизвести все, что услышали. Если эхо работает не синхронно, это естественно. Важно, чтобы эхо не искажало звуки и в точности воспроизводило их.
Эту игру можно проводить и парами, где дети меняются местами, т.к. каждых хочет себя попробовать в роли «эха».
«Зайчиха с зайчатами»
В игре участвуют мама-зайчиха, детки-зайчатки (4-5 человек) и серый волк (маски). Мама-зайчиха выходит с детками на луг пощипать травки. Вдруг из-за кустов выбегает волк и хочет украсть зайчат. Зайчиха должна спрятать деток, собрать их вместе и защитить от опасности (укрытие из платка из стульев). Когда все спрятались, волк еще ходит вокруг и воет, а потом убегает в лес. Мама-зайчиха снова выпускает погулять своих зайчат на полянку, где они резвятся.
В следующий раз роль мамы-зайчихи можно поручить непопулярному ребенку, чтобы он получил возможность заботиться о других. В данной игре общность переживаний детей ощущается особенно остро из-за чувства опасности. Ребята чувствуют единство, близость, отчуждение разрушается. Это игра, которые стимулируют взаимопомошь и заботу о других.
«Салочки-выручалочки»
Сначала очерчивается, определяется пространство длиной и шириной по 30-40 шагов. Играть можно только внутри этого квадрата и забегать за черту нельзя. Если кто-то убежит за черту, тот не хочет играть и выбывает из игры.
Объяснение игры: «Я буду «салочкой», а вы все будете от меня убегать. До кого дотронусь рукой, должен остановиться. Бегать нельзя, пока кто-нибудь из ребят не выручит, дотронувшись до плеча. Как только дотронулись, он может снова бегать». Игра начинается со слов, которые педагог произносит вместе с детьми (1-3 раза вслух):
«Салочка» нас не догонит,
«Салочка» нас не поймает,
Мы умеем быстро бегать
И друг друга выручать.
С последними словами дети разбегаются в разных направлениях, а водящий начинает их ловить. После первой игры роль «салочки» можно поручить детям. После игры обсуждается, кто из детей чаще всего помогал другим.
«Старенький дедушка»
Дети делятся на пары, один из которых берет на себя роль дедушки или бабушки, а другой – внука или внучки. Дедушки и бабушки очень старенькие, они плохо видят и плохо слышат. Их надо обязательно привести к врачу, а для этого требуется перевести их через улицу с оживленным движением так, чтобы их не сбила машина. «Улицу» рисуют или выкладывают полосками на полу. Несколько детей играют роль машин и бегают туда-сюда. «Поводырям» нужно уберечь старичков от автомобилей, перевести через опасную дорогу, показать доктору (роль которого играет один из детей), купить лекарств и привести обратно по той же дороге домой.
Приведенные выше игры способствуют налаживанию нормальных отношений с окружающими, развитию нравственных ценностей и готовят «трудных» детей к сотрудничеству, в котором ребята делают одно общее дело. Дети между собой договариваются и согласовывают, как это задание лучше выполнить.
В игре также можно развивать внимание и память, наблюдательность и усидчивость дошкольника, развивать способности детей не просто слушать, но и слышать окружающих, не просто смотреть, но и видеть, что показывают.
3. Игры на развитие внимания
«Не пропусти ни слова»
Подготовить к игре коробочку с карандашами. Педагог читает интересный для детей рассказ или сказку, во время которого они рисуют. Ребенок должен сразу, как услышит, когда произносится имя одного из героев, отложить карандаш.
Элемент соревновательности в игре заставляет детей быть более внимательными и дает возможность получить удовольствие от того, что успели все правильно сделать.
Вариант игры: Слушая чтение, ребенок должен запомнить 3-4 слова начинающиеся с какой-нибудь одной буквы.
«Узнай по звуку»
Систематически надо обращать внимание ребят на разнообразие звуков в природе, в лесу, у речки, у железной дороги и в квартире, чтобы научить прислушиваться и анализировать звуки.
Поочередно один из нескольких детей ударяет ложечкой по какому-нибудь предмету, а другие не глядя, должны назвать этот предмет. Выигрывает тот, кто отгадал большее число раз.
«Ищи безостановочно»
В течение одной минуты ребенок должен увидеть вокруг себя как можно больше предметов одного и того же цвета (размера, формы, материала и т.д.), но признак предлагает ведущий.
Через минуту по сигналу поиск прекращается. Победитель тот, кто насчитал больше других, перечисляет вслух. То, что он не назвал, называют остальные.
«Что здесь изображено?»
Нужно взять незнакомую детям картину и лист бумаги, в 2 раза длиннее и в 2 раза шире нее. В середине листа вырезать круглое отверстие величиной с монету в 5 рублей.
Педагог прикрывает картину этим листом и кладет перед играющими (2-3 человека) на стол. Рассматривать картину можно только через отверстие, не поднимая листа, а постепенно передвигая отверстие по картине. Каждый водит лист в течение минуты. Затем, педагог предлагает кому-нибудь подробно рассказать, что изображено на картине, остальные исправляют и дополняют его. Картина открывается, и педагог объявляет победителя, кто правильнее и подробнее рассказал. Он и становится ведущим. Перед началом игры на картину можно смотреть 8-10 минут.
«Узнай на ощупь»
Задача игры - показать ребенку, что при хорошем внимании можно распознать предметы с помощью одного осязания.
Отдельно в чашечках или тарелочках кладутся соль, сахарный песок, чай, различные крупы, макароны, зерна, косточки фруктов и т.п.
Ребенок с открытыми глазами ощупывает 1-2 раза каждую кучку, затем глаза завязывают, кучки меняют местами. Педагог перекладывает его руку с кучки на кучку, а он на ощупь определяет, что это. Побеждает тот, кто больше всего угадает.
Самое главное - объяснить, что победить в игре дети смогут, только если будут очень внимательными.
4. Игра на развитие наблюдательности
«Каждой вещи свое место»
Предложите детям заметить, где и как лежат, стоят, висят различные предметы в комнате. Затем пусть ребята выйдут из комнаты. Соберите на столе 10-15 небольших предметов, затем пригласите детей и предложите им вернуть каждый предмет на его постоянное место. Выигрывает тот, кто правильнее и быстрее расставит большее число предметов.
Вариант игры: ведущий меняет местами предметы. Задача играющего – снова вернуть каждый предмет на свое постоянное место.
Вариант игры: если нужно приучить будущего школьника держать в порядке свои учебные пособия, то вместе с ребенком точно устанавливается место для каждого предмета. Пусть он все свои принадлежности 2-3 раза разложит на столе и снова положит их на место (в портфель). Пусть ребенок выйдет из комнаты, а вы в это время переложите предметы или лишние положите. Дошкольник должен быстро определить, что не на месте, что лишнее, а чего нет. С каждым разом все это делать надо быстрее и с большим количеством предметов.
«Любимые открытки»
Картинки развивают внимание, память и наблюдательность.
Берется несколько красочных открыток, содержание которых интересно ребятам. Раскладываются на столе. Играющие соревнуются, кто раньше сможет ответить на вопросы. Например, на какой открытке больше красного цвета, синего, желтого, больше людей, растений, животных? Где показан труд, игра, спорт? Где праздничный и будничный день? Объясни, почему ты так думаешь? Какая открытка самая красивая и почему? Почему эти животные изображены вместе?
Психопрофилактика
Подвижные игры и игры-соревнования развивают у детей смекалку, быструю реакцию на те или иные действия, влияют на эмоционально-психологический, душевный фон, подъем настроения и чувство радости, учат слаженным действиям, что очень важно в коллективной деятельности. Дошкольники учатся помогать друг другу и поддерживать как в успехах, так и в неудачах. Подобные игры воспитывают соревновательный дух.
- Подвижные игры:
«Запретный номер»
Игроки стоят в кругу. Выбирается цифра, которую нельзя произносить, вместо ее произнесения – хлопок в ладоши. Например, запретный номер – «три». Игра начинается, когда первый скажет «один», другой «два», третий ребенок молча хлопает в ладоши 3 раза. Четвертый говорит «четыре» и т.д. (или снова «1»).
«Повтори за мной»
Все участники игры встают в круг вместе с ведущим. Педагог говорит: «Я буду показывать различные движения (физкультурные, шуточные, танцевальные), а вы будете их повторять. Кто ошибется, выходит на середину и выполняет какое-нибудь задание, например, улыбнуться, попрыгать на одной ноге, повертеться вокруг себя, похлопать в ладоши и т.д.».
«Дружная семья»
Ребята сидят на стульях по кругу. Каждый занят каким-нибудь делом: один лепит из пластилина шарики, другой вколачивает в дощечку маленькие гвозди, кто-то рисует, шьет, вяжет, моет полы, стирает белье и т.д. Дети производят руками манипуляции так, словно в руках у них не воображаемые предметы, а вполне реальные.
- Игры-соревнования
«Перепрыгни ручей»
6-8 ребят встают шеренгой и берутся парами за руки (крест-накрест). На некотором расстоянии перед ними кладется на пол веревка. По сигналу дети прыжками на двух ногах приближаются к веревке и перепрыгивают через нее.
«Парашютисты»
Двум командам по 5-6 человек дают разноцветные бумажные парашюты, к растяжкам которых прикреплен груз. Дети встают вокруг большого обруча (3 м. в диаметре) или нарисованного и лежащего на полу такого же круга. Это – «аэродром». По сигналу одновременно подбрасывают парашюты вверх, чтобы они раскрылись и плавно спустились на аэродром. От приземления парашютов на аэродроме зависит, чья команда выиграет.
«Перепрыгни через веревку»
Дети стоят по кругу на расстоянии полуметра друг от друга, водящий - в центре. Он крутит веревку с привязанным на конце мешочком с песком или мелкими предметами, почти касаясь пола. Стоящие по кругу подпрыгивают и стараются не наступить на мешочек. Все, кто коснулся ногами мешочка – выбывают. Игра продолжается, пока не останется один самый сильный и ловкий игрок.
Материал подготовлен педагогом-психологом
МБОУ ДО «ДЮЦ Заводского района г.Кемерово» – Гольдшмидт Я.Е.
|