Пятница, 17.05.2024, 09:38
Приветствую Вас Гость | RSS

МБОУ ДО "Детско-юношеский центр Заводского района"

Меню сайта
Развитие детского плавания в грроде Кемерово
Мы в VK
300 лет Кузбассу
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 249
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Каталог статей

Главная » Статьи » Каталог статей

Система педагогического контроля за качеством обучения по дополнительной образовательной программе «Волшебный мир искусства»
Система педагогического контроля
 за качеством обучения
по дополнительной образовательной программе
 «Волшебный мир искусства»
Материал подготовила –
Грищенко О.Л.
В современном обществе, где знания, уровень интеллектуального развития человека становятся главным стратегическим ресурсом и важнейшим фактором развития экономики, значительно повышается статус образования, предъявляются новые требования к его уровню и качеству. Это обуславливает необходимость использования компетентностного подхода к формированию целей и оценке достижений учащихся.
Компетенции формируются в процессе обучения не только в школе, но и под воздействием окружающей среды, то есть в рамках формального, неформального и внеформального образования.
В решении данной задачи немаловажную роль приобретает система дополнительного образования детей, которая по праву рассматривается как составляющая единого образовательного пространства, сложившегося в современном российском обществе; представляет собой инновационную сферу вариативного обучения и учения, воспитания и самовоспитания, развития и саморазвития, взросления и социализации, содействующая процессу формирования ключевых компетенций учащихся.
С позиций компетентностного подхода жизненной проблемой становится оценка сформированности компетенций у учащихся, а именно использование объективных методов их диагностики.
Объектом педагогического контроля в дополнительном образовании мы определили результаты образовательного процесса и средства, которые используются для их достижения, а целью - изучение системы и качества образовательного процесса, т.е. педагогический мониторинг –  это непрерывное наблюдение за состоянием и развитием образовательного процесса.
Целью педагога дополнительного образования является получение информации о динамике индивидуального развития ребенка и повышения уровня его развития.

Традиционные средства контроля позволяют выявить уровень усвоения требуемых знаний, умений, навыков. Но традиционных средств контроля знаний в системе личностно-ориентированного обучения, где обучающийся рассматривается как субъект, а не как объект обучения, недостаточно. В структуре позиции субъекта учения выделяют четыре основные компетентности: когнитивную, регуляторную, креативную, личностно-смысловую. Вышеперечисленные показатели обычно скрыты от непосредственного наблюдения. Очевидно, что их реализация требует особого инструментария и использования более современных средств, помогающих проконтролировать и оценить, в том числе, личностные достижения и творческие успехи обучающихся.
Проработав много лет в дополнительном образовании, я сделала вывод, что эффективность обучения и интерес к изобразительному искусству во многом зависит от того, как проходят занятия, в том числе и занятия контроля знаний. Для разработки системы контроля по своей программе я изучила разнообразную литературу, ознакомилась с разработками психологов, педагогов и художников. В соответствии с содержанием программы мной была выработана система, подобран соответствующий инструментарий.
Педагогический контроль за качеством обучения по программе «Волшебный мир искусства» направлен на получение информации, которую  я анализирую и далее вношу необходимые  коррективы в течение учебно-воспитательного процесса.  Это может касаться изменения содержания,  пересмотра подхода к выбору форм и методов педагогической деятельности или же принципиальной перестройки всей системы работы.

В своей работе я использую следующие виды контроля: предварительный, текущий, тематический и итоговый.
Предварительный контроль осуществляется в начале учебного процесса, направлен на выявление знаний, умений и навыков учащихся. Он позволяет определить наличный (исходный) уровень знаний и умений, чтобы использовать его как фундамент, ориентироваться на допустимую сложность учебного материала.
Предварительный контроль необходим еще и для того, чтобы зафиксировать исходный уровень обученности или подготовленности. Сравнение исходного начального уровня обученности с конечным (достигнутым) позволяет измерять "прирост" знаний, степень сформированности умений и навыков, анализировать динамику и эффективность дидактического процесса, а также сделать объективные выводы о "вкладе" педагога в обученность учащихся, эффективности педагогического труда, оценить мастерство (профессионализм) педагога.
В начале учебного процесса я провожу анкетирование родителей для выявления поведенческих особенностей детей 1 года обучения к изобразительной деятельности, а для детей дается задание на свободную тему с самостоятельным выбором техники (изобразительные задания разными изобразительными материалами), провожу индивидуальное собеседование на выявление уровня умений и подготовленности к данному виду творчества. Проводится диагностика творческого мышления по тесту Е.П.Торренса. Показатели вносятся в таблицу «Карта личностного творческого развития ребенка». Данный тест проводится в начале обучения и в конце каждой ступени обучения. В нее вносятся результаты начального и текущего контроля и наглядно прослеживается:
- развитие творческого мышления
- степень увлеченности деятельностью
-степень творчески выполняемых работ
Оценочные критерии производятся по системе:
1)    Высокий уровень
2)    Средний уровень
3)    Низкий уровень

По результатам отслеживания уровня креативности продукта и деятельности, а также диагностики творческого мышления я проектирую, внося необходимые изменения, дальнейший процесс взаимодействия с ребенком, учитывая динамику креативности каждого ребенка.


Текущий контроль осуществляется в повседневной работе с целью проверки усвоения предыдущего материала и выявления пробелов в знаниях учащихся. Ведущая задача текущего контроля – регулярное управление образовательной деятельностью учащихся и ее корректировка. Он позволяет получить непрерывную информацию о ходе и качестве усвоения учебного материала и на основе этого оперативно вносить изменения в учебный процесс. Чтобы посмотреть динамику творческого роста, важно наблюдать за ребенком на каждом занятии по заранее обозначенным параметрам, которые можно увидеть в таблице «Вопросы для наблюдения за детьми в процессе творчества». Данная таблица включает в себя параметры разного характера, которые предположительно могут проявляться в деятельности. (Вопросы для наблюдения разработаны педагогом-психологом С.К. Кожохиной). Наиболее полная и достоверная картина собирается в течение месяца.

Тематический контроль осуществляется периодически, по мере прохождения новой темы, раздела, и имеет целью систематизацию знаний учащихся. В программе для всех ступеней обучения имеются таблицы «Требования к ЗУН обучающихся», которые являются отправной точкой при выявлении степени усвоения материала по темам. Этот вид контроля проходит на итоговых занятиях по темам и проводится в разных формах: творческие задания, изовикторины, тестовые задания, тематические выставки-презентации, творческие работы. Все данные вносятся в сводную таблицу по системе ПЧН (полное усвоение, частичное, не усвоение программного материала). Также при изучении каждой темы дети выполняют творческую итоговую работу. Детские работы анализируются на предмет творчества. Результаты фиксируются в разработанную таблицу «Анализ изобразительных работ на предмет творчества».
Итоговый контроль проводится по окончании ступени обучения. Он направлен на проверку конкретных результатов обучения, выявления степени усвоения учащимися системы знаний, умений и навыков, полученных на занятиях за определенный период обучения. Также в конце прохождения ступени обучения проводится диагностика творческого мышления (тест Е.П.Торренса). Если у ребенка не усвоен материал, то объясняется причина, чаще всего это пропуск занятий и невыполнение творческих заданий, что бывает крайне редко. Проводится анкетирование учащихся.

Один из самых важных показателей творческого развития ребенка – динамика самого детского рисунка.
В своей работе я использую критерии анализа творческих изобразительных работ, которые базируются на взглядах художников, педагогов и психологов. По данным критериям можно оценить любую изобразительную детскую работу, и итоговую, и текущую.
Работа оценивается по следующим показателям:
1.Содержание работы: оригинальное, неожиданное, нереальное, фантастическое, непосредственное и наивное, особая смысловая нагрузка, глубинное переживание ребенка, лежащее в его основе.
2. Особенности изображения: сложность в передаче формы, перспективность изображения, многоплановость, узнаваемость предметов и образов, оригинальность изображения, особый творческий почерк, яркое, выразительное раскрытие в образе своего переживания.
3.Композиционное решение: хорошая заполняемость листа, ритмичность в расположении предметов, разнообразие размеров рисованных объектов, уравновешенность, зоркость, наблюдательность ребенка и достаточное владение изобразительными навыками.
4. Пластика: особая выразительность в передаче движений и мимики, прослеживается собственный почерк в передаче движений (оценивается не во всех темах).
5. Колорит: интересное, необычное и неожиданное цветовое состояние работы. Возможно темпераментное, эмоциональное, лаконичное состояние работы в цвете или, наоборот, богатство сближенных оттенков (теплая или холодная гамма), или пастельность цвета. Цвет звучит и поет, эмоционально воздействует на зрителя.
6. Работа производит вполне художественное впечатление и не нуждается в существенных «скидках» на возраст.
                             Вывод:
Если в работе присутствуют все предложенные признаки – это нестандартная творческая работа.

Оценка производится по системе (+) (-).
- Если оценка (+) присутствует по всем критериям, то творческий уровень выполненной работы считать высоким.
- Если оценка (-) и (+) в равных количествах или оценка (+) более трех критериев, то творческий уровень считать средним.
- Если оценка (-) присутствует во всех или более трех критериев – творческий уровень считать низким.


Предлагаемые формы и элементы контроля апробированы в процессе многолетней практики и ведут к повышению качества образования. Я сделала вывод, что правильная организация системы контроля знаний учащихся, состоящая из разнообразных форм контроля знаний и умений с четко разработанными критериями оценивания, способствует эффективному управлению процессом обучения, повышает мотивацию учащихся к овладению знаниями. Данная система педагогического контроля помогает мне отследить качество образования и повысить его уровень.
Воспитанники моей студии неоднократные призеры всероссийских и городских выставок по изобразительному искусству. За 2010-2011 учебный год 4 детских работы заняли -1 место (из них 3 работы победили в городском конкурсе «Успех», 1 работа победила во всероссийском конкурсе), 2 работы на городской выставке заняли - 2 место, 1 работа заняла 3 место во всероссийском конкурсе, 1 работа получила благодарственную грамоту за участие в этом конкурсе.
Многие мои выпускники продолжают свое  обучение в художественной школе, и  планируют свою дальнейшую деятельность связать с искусством.
Заключение
Вся диагностическая работа направлена на выявление результативности усвоения программы. Полученные данные передаются для обработки зав.отделом, чтобы выявить картину по всему учреждению, для принятия дальнейших управленческих решений по корректировке содержания программы, по востребованию данной программы, по формам и методам преподавания.


Литература
1.    Астраханцева С.В. Управление качеством обучения и воспитания в учреждении дополнительного образования // Дополнительное образование. – 2006. – №9. – С.12-15.
2.    Биктеева А.Д.Личностные достижения как критерии результативности деятельности воспитательных систем//Внешкольник Оренбуржья, Оренбург: ООО «Метрополис», РА «Метро», 2005. – №1-2– С.41-42.
3.    Голуб Г.Б., Чуракова О.В. Портфолио в системе педагогической диагностики// Педагогическая диагностика– 2005. – № 3.
4.    Журкина А.Я. Мониторинг качества образовательной деятельности в учреждении дополнительного образования детей. – М.: ГОУДОД ФЦРСДОД, 2005. – 72с.
5.    Кодолов С.М. Система контроля и оценки результатов деятельности участников образовательного процесса // Дополнительное образование. – 2005. – №8. – С.17-24.
6.    Кочергина Г.Д. Развитие образовательного процесса в УДОД // Дополнительное образование. – 2006. – №11. – С.3-7.
7.    Круглова Л.Ю. О деятельности педагога в условиях модернизации дополнительного образования// Дополнительное образование. – 2006. – №9. – С.8-11.
8.    Круглова Л.Ю. Тетрадь успешности.– М.: Полиграфический центр, 2005. – 54с.
9.    Портфолио – папка индивидуальных достижений // Инфо- net – поиск ( web -версия) – 2005. – № 4.
10.    Симонова Г.И. Мониторинг деятельности учреждения дополнительного образования по социальной адаптации личности Дополнительное образование. – 2005. – №5. – С.6-11.

Категория: Каталог статей | Добавил: duczav (31.01.2012)
Просмотров: 8139 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск
Единый портал госуслуг
Новости

Все права защищены
© ДЮЦ Заводского района, 2011-2019
Информация публикуется в соответствии с ФЗ № 152 "О персональных данных" от 27.07.2006г.
Используются технологии uCoz