Суббота, 23.11.2024, 14:56
Приветствую Вас Гость | RSS

МБОУ ДО "Детско-юношеский центр Заводского района"

Меню сайта
Развитие детского плавания в грроде Кемерово
Мы в VK
300 лет Кузбассу
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 249
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Каталог статей

Главная » Статьи » Каталог статей

Из опыта работы педагога дополнительного образования Жуковой Инны Михайловны
Из опыта работы
педагога дополнительного образования
Жуковой Инны Михайловны

Тема: Метод проектов

в формировании творческой деятельности

и развитии творческих способностей

Информация об опыте

1. Тема опыта.

Метод проектов в формировании творческой деятельности и развитии творческих способностей

2. Сведения об авторе опыта.

Жукова Инна Михайловна- педагог дополнительного образования, высшей квалификационной категории, МБОУ ДОД «Детско-юношеский центр Заводского района»
Образование: средне-специальное
Педагогический стаж: 21 год 6 месяцев

3. Условия возникновения, становления опыта.

В XXI веке возрастают требования к развитию творческой личности, которая должна обладать гибким продуктивным мышлением, развитым активным воображением для решения сложнейших задач, которые выдвигает жизнь. В обществе происходят бурные изменения. Человек вынужден реагировать на них адекватно и, следовательно, должен активизировать свой творческий потенциал.
Под творчеством понимается деятельность по созданию новых и оригинальных продуктов, имеющих общественное значение. Сущность творчества – предугадывание результата, правильно поставившего опыт, в создании усилием мысли рабочей гипотезы, близкой к действительности.
Считается, что наиболее высокий уровень деятельности достигается человеком в творчестве. Творческая деятельность поднимает личность со ступени потребителя духовных ценностей до ступени их создателя. Жизнь ребенка должна протекать в мире одухотворенном искусством во всем его богатстве и разнообразии. Все формы художественного воспитания достигают цель лишь при создании условий, способствующих проявлению и росту творческих способностей ребенка. Художественное полноценное восприятие искусства - это активная и достаточно сложная деятельность, которой нужно учиться.
Из всего многообразия видов творчества декоративно-прикладное является, наверное, самым популярным. Оно непосредственно связано с повседневным окружением человека и призвано эстетически формировать, оформлять быт людей и среду их обитания. Декоративно-прикладное искусство обогащает творческие стремления обучающихся преобразовывать мир, развивает в детях нестандартность мышления, свободу, раскрепощенность, индивидуальность, умение всматриваться и наблюдать, а также видеть в реальных предметах декоративно-прикладного искусства новизну и элементы сказочности.
Дети обладают разнообразными потенциальными способностями. Наиболее эффективный путь развития индивидуальных способностей лежит через приобщение обучающихся к продуктивной творческой деятельности в процессе обучения. Декоративно- прикладное творчество влияет на духовный мир ребенка развивает, углубляет и направляет эмоции, возбуждает фантазию, заставляет работать мысль, расширяет кругозор и формирует нравственные и эстетические принципы. Современный ребенок перегружен учебой, потоком технической информации, но стоит взрослым хоть на малую долю привлечь его внимание к тому прекрасному, что существует вокруг нас, мы замечаем, как наши дети открываются совершенно с другой стороны: они начинают видеть то, что раньше просто не замечали. Поэтому необходимо постепенно изменять методы преподавания с целью интенсификации процесса обучения, повышения мотивации к учению.
В процессе создания предметов декоративно-прикладного искусства у обучающихся закрепляются знания эталонов формы и цвета, формируются четкие и достаточно полные представления о предметах декоративно-прикладного искусства в жизни. Декоративно-прикладное искусство способствует формированию таких мыслительных операций, как анализ, синтез, сравнение, обобщение. Включение обучающихся в разные виды художественной деятельности, основанные на материале декоративно-прикладного искусства - одно из главных условий полноценного эстетического воспитания ребенка и развития его художественно-творческих способностей.
Мною была разработана дополнительная образовательная программа «Мир творчества», рассчитанная на 3 года обучения. Являясь прикладной, эта программа носит практико-ориентированный характер и направлена на обладение обучающимися основными приемами макраме, бисероплетения. Педагогическая целесообразность данной программы в том, что она дает возможность каждому ребенку попробовать свои силы в разных видах декоративно-прикладного творчества, выбрать приоритетное направление и максимально реализовать себя в нем.
Программой предполагаются индивидуальные и коллективные формы работы при выполнении обучающимися творческих заданий. Предусмотрено изучение теоретических вопросов, практические занятия, посещение выставок. Используются такие формы занятий: занятие-игра, занятие- путешествие, индивидуальные, групповые, комбинированные, практические занятия, творческие мероприятия, выставки.
Практическая часть работы состоит из двух основных разделов: работа над композицией изделия; выполнение изделия в материале.
Изделия обучающихся должны носить общественно - полезную направленность и находить применение в школе для оформления кабинетов, праздников, в домашней обстановке.
Выполнение изделий не должно быть механическим копированием образцов - это творческий процесс. Моя задача, как руководителя студии, показать воспитанникам не только изделия и композиции из биссера, но и их значимость в современной жизни. Работая с детьми разного возраста, я пришла к выводу, что занятие декоративно-прикладным творчеством доставляет огромное удовольствие детям в любом возрасте. Они любят экспериментировать, создавать красочные композиции. С первых дней обучающимся надо приучиться к аккуратности, к соблюдению порядка на рабочем месте, к экономному расходованию материала. Я постоянно развиваю интерес ребят к занятиям, стремлюсь выбрать такую форму их проведения, при которой предоставляется возможность самостоятельного творческого подхода в создании новых композиций, изделий. Поощряю смелость в поисках новых форм и декоративных средств выражения образа, проявления фантазии. Предоставляя детям как можно больше самостоятельности, я, вместе с тем, направляю их творческую деятельность и помогаю решать поставленные задачи.
Для обучающихся старшего возраста встает необходимость использования более современных методов обучения. Для нас таким методом стал метод проектов. Для успешного обучения по программе, мной разработаны методические рекомендации по выполнению творческих проектов на занятиях ткацкого бисероплетения.
Я подбираю темы, как для индивидуальной работы, так и для бригадной разработки, т.е. комплексные темы, содержащие несколько самостоятельных направлений.
Исходя из поставленных задач обучающимся, даю тот необходимый объём содержательной части, который создаёт мотивацию к творческой работе, позволяет выполнять качественные проекты на высоком эстетическом уровне.
Проектная деятельность относится к разряду инновационной, так как предполагает преобразование реальности, строится на базе соответствующей технологии, которую можно унифицировать, освоить и усовершенствовать.
В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков и умений самостоятельно конструировать свои знания. Метод проектов ориентирован на самостоятельную деятельность обучающихся, индивидуальную или групповую и всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, средств обучения, а с другой интегрирование знаний, умений из различных областей науки, технологии, творческих областей.
Главная задача педагога состоит в том, чтобы создать для обучающихся предпосылки для успешного творчества, организовать проектную деятельность и поэтапную проработку выбранной темы.
Отличие проекта от традиционных видов деятельности состоит в том, что в процессе разработки проекта ребёнок последовательно проходит ряд стадий процесса творчества, причём (а это самое важное) – самостоятельно воплощает свой проект.
Метод проекта изменил и мою педагогическую деятельность. Появилась возможность совместной творческой работы педагога и ребенка. Самой приходится учиться чему-то новому. Но, естественно, приходится больше тратить времени на индивидуальную работу с каждым учеником, глубокого знания его возможностей. В нашем центре это реально, т.к. наполняемость детей в студии небольшая.

4. Актуальность опыта.

На протяжении многих лет проблема развития творческих способностей обучающихся привлекает к себе пристальное внимание представителей самых различных областей научного знания – философии, педагогики, психологии, лингвистики и других. Это связано с постоянно возрастающими потребностями современного общества в активных личностях, способных ставить новые проблемы, находить качественные решения в условиях неопределенности, множественности выбора, постоянного совершенствования накопленных обществом знаний, так как «в наши дни талант и творческая одаренность становятся залогом экономического процветания и средством национального престижа».
В современной психолого-педагогической литературе (В.И. Андреев, Г.С. Альтшуллер, М.И. Махмутов, Т.В. Кудрявцев, А.М. Матюшкин, Е.И. Машбиц, А.И. Уман, А.В. Хуторский и др.) акцентируется внимание на определении средств повышения продуктивности познавательной деятельности обучающихся, организации их совместной творческой деятельности, рассматриваются вопросы организации творческой деятельности обучающихся с помощью создания проблемных ситуаций, развития методологической культуры в процессе выполнения творческих заданий.
Актуальность поднятой проблемы вызвана потребностью психологов, педагогов, родителей в совершенствующихся методах психолого-педагогического воздействия на формирующуюся личность ребенка с целью развития интеллектуальных, коммуникативных и творческих способностей.
Актуальность овладения основами проектирования обусловлена, во-первых, тем, что данная технология имеет широкую область применения на всех уровнях организации системы образования. Во-вторых, владение логикой и технологией проектирования позволяет более эффективно осуществлять аналитические, организационно-управленческие функции. В-третьих, проектные технологии обеспечивают конкурентоспособность специалиста.
Именно поэтому педагогический процесс при активном сотрудничестве обучающихся и педагога должен быть направлен на повышение творческой деятельности и развитие творческих способностей при выполнении творческих проектов на занятии по программе «Мир творчества».
Объектом исследования моей работы является педагогический процесс, а именно процесс формирования творческой деятельности и развития творческих способностей у детей при использовании метода проектов.
Определение проблемы и актуальности темы позволяет сформулировать достаточно конкретно цель исследования: изучение проблемы развития творческой деятельности детей, а именно тех ее аспектов, значение которых необходимо для практической, проектной деятельности при выполнении творческих проектов по программе «Мир творчества».

5. Ведущая педагогическая идея опыта.

Одна из стратегических задач развития системы образования состоит в решении проблемы личностно-ориентированного обучения, которое в максимальной мере учитывало бы особенности и способности каждого обучающегося, создавало условия для раскрытия и развития его потенциальных возможностей.
Среди разнообразных подходов, направленных на реализацию поставленных целей, метод проектов является одним из приоритетных способов, так как:
- процесс обучения строится на основе создания обучающимся собственных образовательных продуктов и овладении опытом продуктивной деятельности;
- появляется возможность осуществления различных форм и видов дифференциации в обучении в зависимости от индивидуальных особенностей обучающихся;
- процесс обучения строится на основе обучения в сотрудничестве, позволяющей создать условия для активной совместной деятельности всех участников образовательного процесса;
Ведущей педагогической идеей опыта является повышение познавательной активности обучащихся и развитие творческих способностей и склонностей, приобщения их к созданию оригинальных и необходимых в жизни изделий.
Следует отметить, что процесс проектирования складывается из взаимосвязанных этапов и стадий, выработанных в результате длительного опыта и теоретических обоснований. Необходимо также отметить, что процесс практического (производственного) проектирования и процесс учебного проектирования имеют ряд различий, связанных в первую очередь с целеполаганием. Если цель производственного проектирования заключается в создании проекта как результата деятельности, то учебное проектирование направлено в первую очередь на овладение обучающимися способами и приемами самостоятельного достижения поставленной познавательной задачи, удовлетворение познавательных потребностей, самореализацию и развитие личностных качеств, при этом сама новизна открытий и продукта проектирования — субъективна.

6. Длительность работы над опытом.

Работа над опытом продолжалась в течение 3 лет. Чтобы повысить интерес к предмету, создать атмосферу творчества и развивать творческие способности, я пришла к выводу, что необходимо изучать методику учебного проектирования и в полной мере ее использовать. Работать над этой проблемой я стала в 2010 году.

7. Диапазон опыта.
Опыт работы реализуется через систему занятий по программе «Мир Творчества» в объединении «Пико» в разновозрастных группах.

8. Теоретическая база опыта.

В повседневной жизни мы постоянно сталкиваемся с проектами: дизайн - проекты, бизнес - проекты, шоу - проекты и т.д. Они такие разные, но почему все они называются одинаково? Что же такое проект? Обратимся к словарю: «Проект (лат. projectus - «брошенный вперед») – 1) технические документы – чертежи, расчеты, макеты вновь создаваемых зданий, сооружений, машин, приборов и т.д.; 2) предварительный текст какого-либо документа и т.п.; 3) план, замысел». Уже в определении заложено многообразие, но все варианты содержат общую черту – проект предполагает определение цели. Следующая статья в том же словаре: «Проектировать – 1) составлять проект; 2) предполагать сделать что-либо, намечать план». Если следовать логике этих определений, проектами в нашей жизни является практически все: прием гостей, выбор подарка к празднику, покупка бытовой техники, путешествие и т.д.
Обратимся к словарю: «Метод проектов, система обучения, при которой обучающиеся приобретают знания в процессе планирования и выполнения постоянно усложняющихся практических заданий – проектов. Метод проектов возник во 2-й половине 19 в. в сельскохозяйственных школах США и был, затем перенесён в общеобразовательную школу. В педагогике метод проектов используют уже почти столетие. Основоположником считается американский философ-прагматик, психолог и педагог Джон Дьюи (1859-1952), хотя в своих работах он не использовал слова «проект». В книге «Школа и общество» он писал: «С точки зрения ребенка самый большой недостаток школы происходит от невозможности для него свободно, в полной степени использовать опыт, приобретенный вне школы, в самой школе. И, наоборот, с другой стороны он оказывается неспособным применить в повседневной жизни то, чему научился в школе». Главной особенностью метода проектов является обучение на активной основе, через целесообразную деятельность обучающегося, соответствующую его личным интересам. Последователь Джона Дьюи, профессор педагогики учительского колледжа при Колумбийском университете Уильям Херд Килпатрик считал чрезвычайно важным показать детям их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни.
В 1905 году в России появилась небольшая группа педагогов под руководством С.Т. Шацкого, которая пыталась активно внедрять в педагогическую практику новые образовательные методики, очень напоминающие американские проекты. Внедрение оказалось недостаточно продуманным и последовательным. После революции метод проектов применялся в школах по личному распоряжению Н.К. Крупской. Но постановлением ЦК ВКП(б) в 1931 году этот метод был осужден как чуждый советской школе и не использовался вплоть до конца 80-х годов. Вместе с тем в зарубежной школе он активно и весьма успешно развивался. «Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить» - вот основной тезис современного понимания метода проектов, который и привлекает многие образовательные системы, стремящиеся найти разумный баланс между академическими знаниями и прагматическими умениями.
Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность обучающихся - индивидуальную, парную, групповую, которую обучающиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот метод органично сочетается с групповым подходом к обучению. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы. Решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование совокупности разнообразных методов, средств обучения, а с другой, - необходимость интегрирования знаний, умений применять знания из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, "осязаемыми", т.е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая - конкретный результат, готовый к использованию. Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути.

9. Технология опыта.

Одним из важных отличий метода проектов является комплексный характер данного процесса, предполагающий одновременную разработку обучающимися (группой обучающихся) функциональных вопросов, решение конструкторских, формально-эстетических, эргономических, технологических, экономических, организационно- практических и других задач. Данный подход позволит добиться создания в ходе учебного проектирования объекта, обладающего свойствами целостности и гармоничности. Кроме того, включение в образовательной процесс разносторонней деятельности открывает объективные возможности для проявления индивидуальности обучающихся, их способностей, склонностей и интересов.
Сущестуют следующие этапы творческого проектирования:
1. Формулирование конструкторской задачи (проблемы) (на основе проведенного на предыдущем этапе предпроектного анализа).
2. Формирование идеи (создание идеальной (мысленной) модели).
3. Поиск и анализ возможных вариантов решения конструкторской задачи (создание образно - знаковых моделей проектируемого объекта: схем, набросков, эскизов).
4. Конкретизация и проработка лучшего решения (создание образно- знаковой модели проектируемого объекта: технической документации).
5. Создание опытного образца и его апробация (создание материальной модели проектируемого объекта и его дальнейшие испытания).
6. Корректировка и оценка предыдущей деятельности.
Первый этап решения конструкторской задачи заключается в критическом осмыслении предшествующего опыта на основе проведенного предпроектного анализа. Результатом данной деятельности является формирование проблемной ситуации, ее осмысление и постановка конкретной конструкторской задачи, включающей: цель, исходные данные, возможные условия решения и средства достижения поставленной цели.
Второй и третий этапы решения конструкторской задачи связаны с зарождением, формированием конструкторской идеи проектируемого объекта, а также поиском возможных вариантов ее воплощения. На данных этапах определяется принцип действия будущего изделия, его структурно- пространственное решение, материаловедческое воплощение и осуществляется анализ и поиск возможных решений с позиции целостности данного процесса, ясности и простоты конструкции, оправданности внешних форм и размеров, их оптимального соответствия назначению проектируемого объекта. Результат второго этапа состоит в разработке мысленной модели будущего устройства, определении функциональной и структурной схемы конструируемого объекта в виде идеи - образа.
Этап конкретизации связан с отбором лучшего решения и последовательным достижением его оптимального конструкторского воплощения. Результат данного этапа заключается в создании образно-знаковой модели в форме необходимой технической документации: чертежей, технологических карт и т.д. Так называемое, графическое конструирование позволяет более четко осмыслить возникшие идеи, конкретизировать и детализировать их.
Успешность выполнения данного этапа во многом зависит от сформированности у учащихся графических знаний и умений, необходимых для чтения, составления чертежей и другой технической документации.
Этап создания опытного образца связан с необходимостью проверки на практике реальности замыслов, целесообразности и рациональности технических решений.
На основании выполненных обучающимися разработок, проведенных испытаний, выявления и осуществления необходимых доработок можно говорить о создании объекта для реального применения.

Основные требования к использованию метода проектов:
- наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения ;
- практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов ;
- самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся;
- структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов);
- использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий:
- определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования;
- выдвижение гипотез их решения;
- обсуждение методов исследования (статистических методов, экспериментальных, наблюдений, пр.);
- обсуждение способов оформление конечных результатов (презентаций, защиты, творческих отчетов и др.);
- сбор, систематизация и анализ полученных данных;
- подведение итогов, оформление результатов, их презентация;
- выводы, выдвижение новых проблем исследования.
Трудности при организации проектной деятельности :
- постановка ведущих и текущих целей и задач;
- поиск пути их решения, оптимальный выбор при наличии альтернативы;
- осуществление и аргументация выбора;
- сравнение полученного с требуемым;
- корректировка деятельности с учетом промежуточных результатов;
- объективная оценка деятельности и результата проектирования.

10. Результативность опыта.
Правильно организованная проектная деятельность предполагает самостоятельный выбор школьником темы проекта, проведение исследования, принятие обоснованного решения, разработку конструкторско — технической документации и выполнения изделия, экономическую и экологическую оценку процесса и результата своего труда и его публичную защиту.
Метод проектов ориентирует учебный процесс на решение обучающимися познавательно - коммуникативных и исследовательских задач. Это позволяет рассматривать проектное обучение как одну из наиболее продуктивных и интенсивных методик, которая способствует достижению высоких результатов обучения и образованности личности.
В результате творческой деятельности метод имеет следующие показатели:
- строится прочная база теоретических знаний и практических умений и навыков;
- формируется умение самостоятельно находить и обрабатывать необходимую информацию;
- вырос интерес у обучающихся к изучению направления декоративно-прикладного творчества;
- благодаря применению новых педагогических технологий наблюдается позитивная динамика достижений обучающихся в ходе реализации программы.
Опыт работы показывает, что обучающиеся проявляют наибольший интерес к выполнению практических и творческих работ на занятии. Выполнение творческих проектов является важнейшим элементом процесса обучения, так как выполняет следующие дидактические функции: повышает интерес к предмету, активизирует познавательную деятельность и способствует развитию творческих способностей. Опираясь на повышенный интерес к практической деятельности, позволяет включать обучающихся в исследовательскую деятельность при разработке творческих проектов.
Проанализировав результаты детских творческих работ, я могу с уверенностью сказать, что моя работа не прошла даром.
Приобщая детей к художественному творчеству на занятиях в объединении «Пико», обучающиеся научились видеть и чувствовать окружающий мир во всей его красоте. Дальнейшая моя задача продолжать творить и искать. Ведь для педагога быть в постоянном поиск это единственная твердая почва под ногами. И только творчески работающий педагог может сформировать творческую личность.
Одним из важных показателей формирования творческой деятельности учащихся является система и уровень проектных работ, представленных учащимися на конкурсах.

Список используемой литературы.

1. Волков И.П. Приобщение к творчеству М. Просвещение, 2002.
2. Научно — методический журнал «Школа и производство» №6, 2004.
3. Научно — методический журнал «Школа и производство» №4, 2005.
4. Онищук В.А. Урок в современной школе - М., 2002.
5. Практико - ориентированные проекты. Технология. 7-11классы /авт. - сост. В.П. Боровых. – Волгоград: Учитель, 2009.
6. Творческие проекты учащихся V-IX классов общеобразовательных школ. Книга для учителя. Под редакцией В.Д. Симоненко. – Научно-методический центр «Технология». – Брянск, 1996.
7. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. – М.: Академия, 2000.
8. Павлова М.Б., Питт Дж. и др. Метод проектов в технологическом образовании школьников: Пособие для учителя. / Под ред. И.А. Сасовой. – М.: Вентана-Граф, 2003.
9. Ушачев В.П. Обучение основам творческой деятельности:
Учеб. пособие. — Магнитогорск, 1991.
Категория: Каталог статей | Добавил: Ирина (25.02.2015)
Просмотров: 2136 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск
Единый портал госуслуг
Новости

Все права защищены
© ДЮЦ Заводского района, 2011-2019
Информация публикуется в соответствии с ФЗ № 152 "О персональных данных" от 27.07.2006г.
Используются технологии uCoz